Я не падаю, я так летаю. Каждый летает как умеет
Карлсон: называет себя «мужчиной в самом расцвете сил».

Тот же Карлсон: неоднократно проявляет себя как изрядный врун фантазёр, каждое заявление которого (тем более о самом себе) следует в лучшем случае тщательно проверять.

И даже при этом всё тот же Карлсон: «деликатно» уклоняется от прямого ответа на вопрос, в каком, собственно, возрасте бывает самый расцвет сил.

Прочие персонажи: явно воспринимают его как ребёнка или максимум подростка. В частности, фрёкен Бок убеждена, что «этот противный мальчишка — школьный приятель Малыша», а в газетной статье Карлсона называют «обыкновенный толстый школьник» и «мальчик».

Читатели: прекрасно знают цену словам Карлсона. Например, вряд ли кто-то всерьёз верит, что у него и правда было множество паровых машин, вот только, экая незадача, все до одной взорвались.

Те же читатели: свято верят его словам про «мужчину в расцвете» и однозначно трактуют их как «взрослый», то ли не замечая, то ли напрочь игнорируя противоречащие этому факты. Во всяком случае, всевозможное фантворчество — а порой и профессиональные адаптации, вроде фильма с Мишулиным, — сплошь и рядом изображает Карлсона однозначно взрослым, а его отношения с Малышом упоминаются в списках примеров дружбы взрослого и ребёнка.

Я: смотрю и думаю: «Мне одному кажется, что здесь что-то не так?»

@темы: книги, мысли по поводу и без

Комментарии
07.10.2024 в 16:30

Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
Мне всегда казалось, что Карлсон в принципе вне категорий возраста. Его можно трактовать как воображаемого друга, которого придумал Малыш - и наделил его как своими, детскими чертами, чтобы вместе шалить, так и чертами взрослого, но не занудного и опекающего, а такого взрослого, который покажет всякие интересные штуки. А можно трактовать как эдакую городскую хтонь, гения места, который, как все подобные существа, - одновременно и мудрый, и шаловливый, может прожить на свете 600 лет и всё равно баловаться и дурачиться. Никогда не рассматривал Карлсона ни как обычного ребёнка-школьника, ни как взрослого, который дружит с ребёнком (в таком варианте есть что-то криповое и нездоровое, имхо). Вечные существа не взрослеют.
07.10.2024 в 20:40

Я не падаю, я так летаю. Каждый летает как умеет
Mark Cain, вот с чем, с чем, а с «воображаемым другом» не соглашусь ни разу. Для воображаемого он слишком активно взаимодействует примерно со всеми вокруг, не только с Малышом.

Моя любимая версия — что это буквальный ниссе, то есть представитель волшебного народца (в классическом переводе Брауде это слово передано как «гном»). Тогда его календарный возраст действительно не имеет значения, он хоть тысячу лет может оставаться вечным ребёнком (а по поведению это именно ребёнок, «весёлый, бесхитростный и бессердечный»).

Но вопрос не в том, кто/каков он на самом деле, а в том, как его воспринимают. И вот тут у меня диссонанс: по тексту Карлсона примерно все считают ребёнком, а читатели почему-то массово принимают за взрослого.

(Кажется, сам Малыш — единственное исключение: при первой встрече он думает, что Карлсон «ведёт себя уж слишком ребячливо для взрослого дяди». Но Малышу семь лет, ему, наверное, и пятиклассник взрослым дядей покажется...)
08.10.2024 в 16:04

Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
Для воображаемого он слишком активно взаимодействует примерно со всеми вокруг
А разве не только с фрекен Бок и с некими грабителями, что также можно списать на фантазии Малыша?.. Но мне, впрочем, тоже эта версия меньше нравится)

это буквальный ниссе, то есть представитель волшебного народца
Ага, я о том же - что это одна из городских версий легенд об условных феях, волшебных соседях. Как Питер Пэн и Мэри Поппинс, как Оле-Лукойе и Чёрная курица.

по тексту Карлсона примерно все считают ребёнком
Тут логично - взрослые персонажи могут видеть то, что хотят видеть. Если что-то ведёт себя как ребёнок - значит, это ребёнок, в это проще поверить, чем в волшебное существо.
А вот про читателей даже не знаю. Может, для них срабатывает то, что Карлсон живёт один, сам за себя в ответе, - значит взрослый... Хотя про дядю Фёдора тоже можно так сказать.
А может, срабатывает визуальный образ - его же изображают эдаким мужичком пузатым, и в мультфильме у него взрослый голос...
08.10.2024 в 20:03

Все люди такие разные, один я одинаковый.
Меня тоже давно волнует этот вопрос насчет Карлсона. Тем-то этот персонаж и уникален, на мой взгляд, что он воспринимается через такую условность: взрослые его считают ребенком, а дети - не совсем. Во всяком случае, они видят в нем кого-то, отличного от них. Явно не сверстника или ребенка постарше, но и не взрослого. (В школьном возрасте я множество раз читала "Карлсона", но давно не перечитывала; может быть, пора этим заняться, для освежения впечатлений).

Впервые я его читала в советском издании "Три повести о Малыше и Карлсоне", где на синей обложке Карлсон под зонтиком летит над разноцветными крышами. На тамошних иллюстрациях он изображен очень хорошо - как раз таким "неопределенным существом", сказочным, но в то же время очень реальным, так как сказка происходит в обстановке обычной повседневной жизни городской семьи.
Даже в детстве Карлсон мне никогда не казался ребенком.
08.10.2024 в 21:25

Я не падаю, я так летаю. Каждый летает как умеет
А разве не только с фрекен Бок и с некими грабителями, что также можно списать на фантазии Малыша?..

Со всей ребячьей компанией, с родителями Малыша, с дядей Юлиусом; с редакцией газеты, наконец. Опять же, эпизодический трубочист, который хоть самого Карлсона и не встречал, но домик его видел.

Если что-то ведёт себя как ребёнок - значит, это ребёнок, в это проще поверить, чем в волшебное существо.

Так-то да. Но есть волшебные существа, похожие на детей, и есть похожие на взрослых. Карлсон явно из первых.

А может, срабатывает визуальный образ - его же изображают эдаким мужичком пузатым

Пузатым-то пузатым, но ростом с Малыша.

И кстати, в шведской экранизации 1974 года его играл десятилетний мальчик. Хотя, конечно, у нас она не так известна, как мультфильм и даже спектакль с Мишулиным.
08.10.2024 в 21:32

Я не падаю, я так летаю. Каждый летает как умеет
На тамошних иллюстрациях он изображен очень хорошо - как раз таким "неопределенным существом"

Если я правильно понимаю, это классические иллюстрации Илон Викланд, которая работала в одном издательстве с Линдгрен и тесно с ней сотрудничала. Так что этот образ как минимум одобрен автором, можно считать каноническим.