То есть на самом деле они возникли уже давноТо есть на самом деле они возникли уже давно. Когда в конце девяностых нам ставили телефон, провод для него был протянут с нарушением едва ли не всех возможных норм. Во-первых, наша окраина (которая в те годы уже числилась в городской черте, но ещё называлась не «улицей», а «деревней») далековато от ближайшей подстанции; по правилам такой длинный провод тянуть не полагалось вообще. Во-вторых, специальных телефонных столбов по этой же причине не было, пришлось воспользоваться электрическими. В-третьих, на этих столбах, разумеется, не было специальных кронштейнов (и ставить их никто не собирался), так что провод крепили методом «обмотать пару раз вокруг столба и затянуть узлом»... Словом, ужас что такое, но нам привередничать не приходилось: мы саму-то возможность выбили с большим трудом, размахивая статусом многодетной семьи; а так у городской «Электросвязи» наша деревня даже в планах на телефонизацию не значилась (и до сих пор не значится, насколько мне известно; впрочем, сегодня это мало кого волнует, благо все перешли на мобильники).
Так или иначе, но телефон у нас появился. И не только телефон: диалап-модем (кто-то ещё помнит, что это за штука?) тоже без проблем качал что интернет от той же «Электросвязи» (на тот момент едва ли не единственный в городе провайдер), что фидо от ближайшей ноды. Проблемы — во всяком случае такие, чтобы я их заметил и запомнил — начались гораздо позднее, с переходом на DSL. Надо понимать, эта технология требовательней к качеству провода; да и сам провод за прошедший десяток лет успел обветшать.
Ну то есть поначалу проблемы были мелкие и редкие. Раз, наверное, в несколько месяцев (точнее не помню, а записывать, сами понимаете, в голову не приходило) связь барахлила, тормозила, а то и вовсе переставала работать. Иногда через несколько минут проблема исчезала сама собой; ну а если не исчезала — я звонил всё в ту же «Электросвязь» (точнее, теперь она звалась «Ростелеком»). Оттуда присылали монтёра, он находил место разрыва, скручивал концы провода, и связь восстанавливалась — до следующего раза. Потом это стало случаться чаще, потом ещё чаще... и через пару лет, не то в мае, не то в июне 2009 года связь стала пропадать уже до безобразия часто. Монтёр приходил ко мне едва ли не ежедневно, но ситуация не исправлялась: провод был уже совсем никакущий, разрывы всё учащались, в итоге дойдя до нескольких раз в день. В конце концов я добыл телефон какого-то ростелекомовского начальника и добился того, чтобы весь провод заменили целиком. (Случилось это аж в декабре; сколько месяцев я сидел без нормальной связи — посчитайте сами). Как мне потом рассказал всё тот же монтёр (даже имени не помню, а ведь он изрядно помог в этом процессе, большое ему спасибо), начальник согласился подписать распоряжение только потому, что всё равно со дня на день уходил на пенсию, так что попенять ему за очередное нарушение правил (ну вы помните: слишком длинный провод, неправильные столбы и всё такое) уже не успели бы.
Вы, разумеется, спросите, почему я попросту не ушёл к другому провайдеру, благо они к тому времени уже появились в количестве. Появились-то появились, но в нашу деревню (пусть даже давно переназванную в улицу) никто кабель тянуть не спешил: частный сектор, невыгодно-с! А сотовый интернет я честно попробовал — но он тогда был дорогой и медленный, а у нас ещё и ловил паршиво: от центра города нас загораживает холм, а понастроить вышек по окраинам в том году ещё не успели. Я даже думал о спутниковой связи; но самый дешёвый вариант, какой удалось найти, стоил, если верно помню, тысяч тридцать только за оборудование. Словом, двадцать первый век на дворе, областной центр (пусть и окраина), а из реальных возможностей «последней мили» — единственный телефонный провод.
Ну ладно; провод нам всё-таки поменяли, связь восстановилась. Всё бы ничего, но кронштейны на столбах так и не выросли; а значит, новый провод, в точности как и старый, пришлось накручивать на столбы узлами. Вы ведь уже поняли, что это ему не полезно? Кадр тот же, дубль два: сперва всё хорошо, потом мелкие и нечастые сбои, потом всё чаще и серьёзней...
В общем, всё, что выше — это было только вступление. А теперь наконец перейдём к тем проблемам, которые «на днях».
Где-то в первых числах этого месяца провод, видимо, решил, что десять лет прослужил — пора и честь знать. (Врёт, кстати: десять лет, как вы помните, исполнится только в декабре; но провода в арифметике не сильны). Отказался работать сперва на полдня, потом больше чем на сутки... Монтёр (не тот, что обычно — тот на больничном; но не суть) прошёлся вдоль провода и скрутил всё что можно; но особо оговорил, что у него нет доступа на крыши. Дело в том, что часть провода — на участке, где столбов нет — протянута по крышам двухэтажных домов, причём «на птичьих правах», без какого-то договора с их собственниками. Не знаю уж, почему так сделали и почему столько лет никого сей факт не беспокоил, но в этом году беспокоить начал: монтёров просто перестали пускать на эти крыши. И не только, кстати, на эти, а по всему городу, так что «Ростелеком» даже порой вынужден расторгать договоры с клиентами. (Уж не знаю, почему расторгать с клиентами, а не заключать с собственниками крыш; видимо, без клиентов им проще работается).
Зато он предложил другой вариант. Я как-то упустил из виду, но прогресс за эти годы не стоял на месте: сотовая связь стала быстрее и доступнее. Так что мне предложили купить сотовый модем (не «свисток» для usb-порта, а нормальный стационарный роутер, с которого можно раздать интернет на все домашние компьютеры) и обходиться вообще без провода. Скорость примерно та же, абонплата даже меньше, а модем не такой уж дорогой. Я обещал подумать и посовещаться с семьёй, а пока, дескать, поработаю с тем что есть, раз уж связь всё равно вернулась, а месяц оплачен вперёд.
С семьёй я посовещался, и вариант в принципе всем понравился, тем более что стационарным телефоном мы давно уже почти не пользовались, его приходилось держать — и платить за него — только ради пресловутого провода. Я посмотрел отзывы на предлагаемую модель модема и убедился, что он действительно неплох, а цену просят вменяемую. На алиэкспрессе, конечно, дешевле, но ненамного — зато доставка займёт неведомо сколько, да и с гарантийным обслуживанием будет посложнее. Словом, мы в принципе были согласны, но заказывать новый вариант «вотпрямщас» не торопились: для кого-то модем, может, и недорогой, а в нашем бюджете и шесть тысяч будут заметны.
Однако выяснилось, что насчёт «связь вернулась» я был чрезмерно оптимистичен. Как вернулась, так и опять пропала. Я привычно позвонил в «Ростелеком» и оставил заявку, но вскоре мне перезвонил монтёр и снова стал объяснять, что где можно — он скрутки и так уже перекрутил, а на крыши его не пускают, так что не лучше ли нам наконец перейти на беспроводной вариант.
Тут я, честно говоря, психанул. Начал орать, что меня это вообще не касается. Что я заплатил за обслуживание, причём вперёд — а дальше пусть они сами разбираются, куда их пускают или не пускают, а мне мозги не грузят: в договоре написано, что они обязаны обеспечить связь, вот пусть и обеспечивают, а каким образом — не моя забота. Что все их проблемы, технические и организационные — это их проблемы, мне они не интересны и не должны быть интересны... Монтёр меня вежливо выслушал, а через несколько минут перезвонил уже не с собственного номера, а из ростелекомовского офиса, и так же вежливо сообщил: если я ставлю вопрос таким образом, им остаётся только расторгнуть договор со своей стороны — в связи с отсутствием технической возможности. М-да... Клиент, конечно, всегда прав — но не всегда от этой правоты есть толк. Особенно если клиент с самого начала подключен не то чтобы нелегально, но и не то чтобы по всем правилам.
Ну, расторгать договор никто не стал, а я даже извинился — не за суть своих претензий, разумеется, а только за лишние эмоции. Да и связь вкоре после этого опять вернулась (может, сама собой, а может, монтёр таки прошёлся вдоль провода ещё разок — я не интересовался). Но на другой же день, вечером одиннадцатого числа (или в ночь на двенадцатое), пропала снова, теперь уже наглухо.
Мы решили, что больше так жить нельзя. К вечеру пятницы отчим наконец вручил мне деньги для покупки модема, и я позвонил монтёру обрадовать его вестью о заказе. Уж не знаю, сильно ли он обрадовался, но меня в ответ тут же огорчил: завтра, дескать, уже выходные, и не факт, что будет на месте материально ответственное лицо, которое сможет выдать модем. Спойлер: в субботу оное лицо так и не вышло на работу, так что пришлось ждать понедельника. Спойлер нумер два: в понедельник мы дождались лишь очередного звонка о том, что бюрократические процедуры идут неспешней ожидаемого, и что модем нам привезут только завтра (сиречь уже во вторник).
Тут мне следует признать, что я изрядно лопухнулся. Мог бы ещё в пятницу (а то и раньше) сообразить, что к «Ростелекому» мы не привязаны ничем, кроме того самого телефонного провода, от которого как раз собираемся отказаться. Можно было ещё в субботу купить модем в любом магазине и симку с интернетом у любого сотового оператора. Ну да, конечно, пришлось бы побегать, поискать вариант получше — зато и ждать бы не пришлось. Но я не сообразил, увы мне.
Лирическое отступление: «Ростелеком» — прямой наследник ещё советской телефонной сети. И хотя с советских времён прошло немало лет — похоже, дух тогдашнего отношения к клиентам так и не выветрился. А этот самый дух и в советские-то времена во всех «крокодилах» с «фитилями» критиковали неустанно и безуспешно... Казалось бы, уж сегодня-то, когда слово «конкуренция» известно не только из лекций по политинформации, можно было бы и побороться за клиента. Уж как минимум не заставлять его несколько дней ждать оформления документов; а то и — почему бы не помечтать! — обслужить его даже и в субботу. Но нет: как мы уже поняли, это контора из тех, кому клиенты только мешают работать.
(И самое странное, что при всём при этом клиенты у них всё равно находятся. Вот я, например).
...Во вторник, да и то ближе к вечеру, модем всё-таки привезли. Мастер продемонстрировал его работу на своей симке; в процессе я зашёл на ростелекомовский сайт и проверил информацию о тарифе, который нам сосватали: ну да, условия вроде бы совпадают с обещанным. Я подписал документы; мастер вставил в модем уже нашу симку и сказал, что сможем пользоваться, как только внесём плату за первый месяц — «ну, может, десять-двадцать минут подождать, пока платёж пройдёт». Даже согласился подвезти меня до терминала, чтобы я тут же и заплатил.
Десять-двадцать минут прошли, но интернет не заработал. Я подождал ещё — ну, может, как-то нетипично задержался платёж. Прошёл час, но вместо яндекса мне по-прежнему выдавали страничку с надписью «Услуга не оплачена и будет работать только после оплаты». Индеец Зоркий Глаз наконец-то заметил на этой страничке ссылку: «Если вы уже оплатили, проверить статус платежа можно здесь». По ссылке я убедился, что платёж благополучно прошёл, и позвонил в техподдержку с вопросом: «Ну и где?». Знаете, ответили в техподдержке, нужно подождать, пока ваши паспортные данные занесут в базу, а это занимает до пяти дней...
Если я не психанул снова, то, наверное, только потому, что офигел. Везде и всюду, купив симку, можно ею пользоваться в ту же минуту — а в этой [censored] конторе не просто ждать, а до пяти дней?! Немножко разофигев, позвонил мастеру, который привозил модем: дескать, что такое? Вы обещали, что заработает сразу, а теперь мне говорят, что без паспортных данных нещитово! Мастер удивлённо сказал, что до сих пор такого не было, и что у всех клиентов работало сразу после оплаты. Но пообещал передать данные как можно быстрее — «сегодня уже не получится, но завтра сразу с утра».
Назавтра сразу с утра я принялся регулярно проверять интернет. Мало ли, что там говорили про пять дней, может, это просто перестраховка... Интернета всё не было. Где-то после полудня я позвонил снова — для разнообразия не в общий колл-центр, а напрямую в калужский офис. (Я и накануне сперва пробовал звонить туда, но никто не ответил — видимо, слишком поздно уже было; а колл-центр круглосуточный). В калужском офисе мне тоже ответили про паспортные данные, но хотя бы не стали пугать пятью днями: «Занесём сегодня в течение дня, в самом крайнем случае завтра утром».
Спойлер нумер три (если для кого-то это ещё спойлер): ни в течение дня, ни назавтра утром интернет не появился.
После обеда я всё-таки собрался и отправился в офис лично. Мало ли, может, данные быстрее занесут, если я сам предъявлю им паспорт; или ещё будет какой-то способ ускорить процесс... Всяко лучше, чем тупо ждать, тем более пять дней.
Но того, что оказалось, я не ожидал совершенно. Могу констатировать: либо они там в «Ростелекоме» сплошь патологические вруны, либо у них левая рука не знает, что делает правая (впрочем, одно другому не мешает).
Психовать я в этот раз не стал, но не удержался от констатации, что это слишком похоже на мошенничество. Со мной даже согласились, но развивать тему не стали. Перевели меня на тариф, который стоит именно столько, сколько мне обещали с самого начала (правда, вместо двухсот гигабайт на высокой скорости предусматривает всего сотню). Придя домой, я убедился, что всё уже работает. Для интереса заглянул на их сайт в раздел тарифов: ну да, тот, что мне дали с самого начала, теперь уже и на сайте значился по новой цене.
В общем, теперь я снова при интернете. Из плюсов: можно больше не бояться, что связь отвалится от дождя, ветра или чересчур пристального взгляда. Из минусов: как нынче принято на «безлимитных» сотовых тарифах, заманчиво высокая скорость — только на ограниченном (пусть и большом) объёме трафика; по превышении будет обрезана до каких-то тормозных килобит. Приходится экономить; давно забыл это ощущение, и не сказал бы, что соскучился. Ну ладно, зато адблок наконец поставил — это, будем считать, тоже из плюсов.
Ах да, и ещё плюс: я ведь и в самом деле больше не привязан к «Ростелекому»! Этот месяц использую, раз уж оплатил; ну и модем выкуплю — вряд ли есть смысл его возвращать, а потом искать по магазинам другой. А потом — посмотрим на их поведение. Теперь-то я уж точно буду тем самым клиентом, который всегда прав, и которому в случае чего не составит проблем проголосовать ногами. Даже психовать не потребуется.